Для оплаты проезда используются жетоны и магнитные билеты с штрих-кодами. На всех станциях установлены турникеты китайского производства.
По громкоговорителям транслируется центральное радио. Здесь красивая подсветка, ее отметил даже в своем блоге Тёма Лебедев. На что сразу обращаешь внимание - нет рекламных плакатов.
Туристам показывают только две станции метро — «Ёнгван» и «Пухын». Посмотреть остальные станции практически невозможно. Сперва гид сказала, что поедем по всем станциям, по которым только захотим, но затем оговорилась, что "мало времени и посетим только две". Типичный развод, корейцам проще так общаться с туристами, обещая, что все посмотрим, чем говорить - "Нет, нельзя на другие станции".
Архитекторы ставили перед собой задачу - переплюнуть станции московского метро. Станционный зал сделали в два раза выше, а мозаика во всю путевую стену только чего стоит! На стенах изображаются сцены из истории революционной Кореи. На каждой станции свой дизайн и свои особенности, например, где-то можно увидеть бронзовые рельефные картины, а где-то мозаичные панно.
Удивляют названия станций: "Золотые поля", "Основание Нации", "Слава", "Победа", "Воссоединение" и так далее. Названия не связаны с топонимикой расположенных рядом районов.
Станции метро расположены глубоко, поэтому в них как в пещерах: зимой - тепло, а летом - прохладно. Проектировалось метро с такой глубиной, чтобы защитить население от возможных ядерных ударов. А длинные проходы от эскалаторов к платформам специально изогнуты, чтобы снизить действие ударной волны. Как утверждают эксперты, метро проходит рядом с военными бункерами и прочими стратегическими объектами, соединяя их в единую подземную систему.
Государственной пропагандой всегда выдавалось, что все вагоны сделаны в Северной Корее, но фотографии вождей в каждом вагоне как раз закрывают собой таблички с информацией о заводе-производителе. Сейчас используются вагоны, выпущенные в ФРГ в 60-ые годы, но встречаются китайские и ГДР-овские вагоны.
В середине зала в стойках можно почитать сегодняшний номер "Рабочей газеты".
Все вагоны с полуавтоматическими дверями, то есть закрывает их машинист автоматически, а вот открывают пассажиры вручную.
Почему не показывают другие станции метро? Предполагается, что (выдержка из сети): "на время экскурсий эти станции закрываются для обычных пассажиров (благо поезда можно оборачивать по старой конечной - станции "Понгва")". Обычно станции Пхеньянского метрополитена освещены слабо - в целях экономии энергии. Но только не "Пухын" "Енгван" (лишь на время экскурсий, правда - ведь есть и другие, "редкие" фотографии, где половина подсветки отключена). Поезда, появляющиеся на демонстрируемых станциях, показательно чисты, ухожены. Некоторые исследователи утверждают, что на фотографиях, снятых во время различных экскурсий, часто встречаются одни и те же номера вагонов и одни и те же лица корейских пассажиров (вполне возможно, что они там специально "создают атмосферу"). Пассажиры эти одеты скромно, но опрятно, в разговоры с экскурсантами не вступают.
Другое мнение из сети, но противоположное: "Почему показывают только 2 эти станции? Всё просто - вы садитесь на конечной станции, т.е. вагон пустой, проезжаете одну станцию, которая не очень сильно нагружена людьми, нет поводов для беспокойства, что вы случайно потеряетесь. Остальные станции, хотя и поменьше по размерам, тоже оформлены неплохо. Это, конечно же, изображения из мозаики, освещение, статуи. На станции "Кэсон" (Триумфальное возвращение), например, стоит мраморная статуя Ким Ир Сена - я бы включил эту станцию в план обзора для туристов".
Где правда? Думаю, где-то посередине. Но раз уж, по слухам, станции метро все красивые, почему бы не проехаться везде?
Довольно характерная для корейцев поза общения - сидя на корточках.
Эти женщины подают сигнал о том, что можно закрывать двери.
Затем мы поехали на танцы. По пути через окно сфотографировал местный трамвай.
Несколько тысяч северокорейцев в честь образования страны на одной из площадей Пхеньяна устроили массовый танец. Девушки в национальных костюмах, юноши в брюках и рубашке, все танцуют почти час в один такт. Сперва это казалось очень крутым красивым событием, никто не дергается под амфетамином в агонии, все трезвые и улыбчивые, а девушки просто божьи одуванчики. Потом не по себе становится, они же роботы! И не иначе.
К этим танцам готовятся, репетируют в своих университетах, приезжают из других городов в столицу. Здесь влюбляются. Если, конечно, мальчиков на всех хватит : ) Были пары девчачьи. После танцев все разъехались по домам, деревенские залезли на кузовы грузовиков, городские - на метро. Никаких пьяных драк, стычек.
Бурные аплодисменты
Обязательно выложу отдельным постом видео из КНДР, которое мы сделали. Его стоит посмотреть.
В ресторане, где мы ужинали, на первом этаже был магазин с мотоциклами. Это тоже удивило: кто мог себе позволить в этой стране такие игрушки?